Мичуринский

мужской Троицкий монастырь

Авторы:

Ершова Марина, Жучкова Ирина, ученицы 11 класса

Редакторы:

О.В. Ушакова - учитель химии

Е.В. Кострова - учитель информатики

История монастыря

    Как свидетельствуют архивы, основание Троицкого мужского монастыря относится к 1627 году, когда на место будущего строения предположительно из села Степанищева пришел монах Иосиф, живший в начале совершенно уединенно. Предание гласит: «В густой девственный лес пришел первый основатель монастыря черный поп Иосиф. Землянка была и жилищем, и храмом старца». Одинокая келья была и храмом и жилищем старца. Со временем к нему присоединились такие же, как и он, отшельники - Пафнутий, Агафон и Нифонт. Как видим, святая обитель появилась раньше Козлова (1635 год) и Тамбова (1636 год).
     Место, где первые иноки облюбовали себе тихое место для собеседования с богом, принадлежало оброчникам князя Дмитрия Михайловича Пожарского. С согласия одного из них - Максима Яковлева - старцы и построили себе первую церковь. Для получения благословения Нифонту пришлось обратиться к архиепископу Рязанскому и Муромскому Антонию. Получив благословенную грамоту, пустынники своими трудами соорудили небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Успения Богоматери, которую старец Иосиф освятил в два дня 18 и 22 мая 1638 года.
     В первые годы своего существования в Троицкой обители было всего пять келий, несколько церковных книг, а колоколов и вовсе не было: для призыва к церковной службе ударяли в доску. Из-за бедности и притеснения местных жителей иноки около 1645 года вознамерились оставить монастырь. И лишь милость царя Алексея Михайловича спасла обитель от запустения: отныне братии отводилась по берегам Лесного Воронежа рыбная ловля, иноки получили право построить на реке мельницу, а также владеть угодьями по берегам.
Троицкий монастырь     Спустя семь лет (в 1652 г.) в монастыре обитало 17 монахов. Все они жили в девяти двухместных кельях, а еще одна была больничной. Под монастырем располагалась небольшая слобода с проживанием двадцати монахов мужского пола.
При ранее устроенной церкви уже была колокольня с колоколами, в храме был достаток в священных сосудах, книгах, иконах и ризах. Кругом же монастыря появилась ограда, устроенная монахами и частью усердием вкладчиков. Царь Алексей Михайлович пожертвовал обители фелонь (риза, вид верхней священной одежды, употребляемой во время богослужений) и стихарь (длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении).
     В том же 1652 году на монастырском подворье была устроена новая деревянная Троицкая церковь, но с приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященная по благословению архиепископа Рязанского Михаила 4 октября.
     Постройки поначалу были деревянными, поэтому часто горели. После сильного пожара в 1653 году была выстроена новая деревянная церковь, освященная по подобию старой. Она, простояв до 1683 года, была разобрана.
     В 1670 году игумен Кирилл испросил благословения у Митрополита Рязанского Иллариона на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через два года состоялось ее торжественное освящение.
     В годы правления Петра I монастырь мог потерять свою самостоятельность и поступить в число приписных. Лишь многочисленные обращения городских и уездных жителей к царю с просьбой о сохранении его самостоятельности спасли обитель в мае 1682 года — это подтвердила и царская грамота.
     В 1686 году в монастыре насчитывалось 50 человек братии. Новый настоятель Дорофей приступил к строительству новой каменной церкви во имя Живоначальной троицы. Новый соборный храм был построен в начале 1697 года, а освящен по благословению епископа Тамбовского Питирима 3 апреля.
Остатки старой кирпичной монастырской ограды    В1750 году вокруг монастыря выросла кирпичная ограда, местами еще сохранившаяся до наших дней.Выполненная в стиле древне-русского зодчества, Троицкая церковь имела единственную в Тамбовской епархии аскетическую архитектурную форму. В ней служил священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), который был благочинным церквей города Козлова.
Козловский Троицкий мужской монастырь был у горожан почитаемым местом. Издавна здесь хранились православные святыни, доставленные в 1667 году из Афона: перст от гроба Господня и части мощей апостола Андрея, архидиакона Стефана, мучеников Киприана, Пантелеймона, Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
     В конце XVI столетия обитель обрела храмовую икону Пресвятой Богородицы в серебряной с позолотой ризе, а также икону Тихвинской Богоматери в дорогой серебряной ризе чеканной работы. История появления этой иконы в монастыре по-своему интересна. По преданию в мае 1798 года десять иноков стали свидетелями явления образа Богородицы в монастыре, неожиданно появлявшегося в то время в разных уголках России (по месту своего первого явления в г. Тихвине она и получила название Тихвинской). Согласно сохранившимся воспоминаниям образ пресвятой Богородицы монахи увидели на одном из дубов монастыря.
      Жил в монастыре иеромонах Капитон, почитаемый ранее за подвижника. С большой долей вероятности можно предположить, что благодаря именно ему в Троицком мужском монастыре открылся целебный источник.
     Потери монастыря начались с действия декрета об отделении церкви от государства. Ценные бумаги подлежали сдаче в казначейство, а произведения прикладного искусства оценивались в пудах и фунтах. Декабрь 1918 года официально считается завершающим этапом ликвидации монастырей Тамбовской губернии: монашествующие до 55-летнего возраста как паразитирующие элементы были выселены.
     Большой трагедией Троицкого монастыря стало его разрушение, несмотря на то, что в 1921 году остатки монастырской рощи были признаны памятником природы, а с октября 1924 года сама обитель была внесена в число памятников церковной старины, охраняемых государством.
рисунок Троицкой церкви в годы Советской власти     В феврале 1926 года Троицкий монастырь был передан в Распоряжение И.В. Мичурина для организации на его территории питомника по размножению плодовых сортов. В этом же году приступили к разрушению колокольни и часовни святого колодца. Почти все постройки и монастырские угодья оказались использованными только что созданным Троицким отделением Госпитомника И.В.Мичурина.
     В 1927 году питомнику была передана Троицкая церковь монастыря, в которой разместили клуб и музей.
     К началу 50-х годов XX века от памятника старины сохранились остатки колокольни, угловая башня, часть монастырской стены, архиерейский дом, (ныне школа №13), гостиница для богомольцев, храм Живоначальной Троицы и Успенская церковь.
Архиерейский дом Гостиница для БогомольцевУгловая башняМесто храма Троицы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz